На земном шаре известно лишь четыре озера с минеральными водами типа Озера Шира. О чудесной воде озера Шира говорится еще в древних хакасских сказаниях и легендах. Здоровый климат этих мест - редкое сочетание сухого климата степей и озерного воздуха.
НЕМНОГО ИСТОРИИ...
Впервые описание озера сделал известный путешественник академик П. С. Паллас, посетивший эти места в 1770 и 1772 г.г. Он писал, что «татары называют озеро Шира-Куль, оно немного солоновато» и отозвался о нем как о лечебном.
Еще в начале нашего века у озера было несколько названий — Шаро, Широ, Шира-Куль. Позже за ним закрепилось современное название, которое по мнению лингвистов, происходит от монгольского слова «желтый».
Целебные воды озера Шира известны уже более ста лет. Озеро Шира - одно из 4-х в мире озер, где в естественном виде содержится глауберова соль, серно-кислая магнезия.
Хакасия - это удивительная по красоте и разнообразию природа: бескрайние степные просторы с воздухом, настоянным на травах, дарят непередаваемое ощущение широты и бесконечности мира. Это неповторимая красота тайги и подземного мира, край суровых гор, синих озер, буйных рек с кристально чистой водой, молчаливых и таинственных скал по их берегам, край ярких красок растительного мира, царства зверей и птиц.
Преобладающий рельеф местности - степи, горы и тайга. Саянские горы, высота которых порой превышает 2000 м, занимают две трети территории и располагаются на западе и юге республики.
Туимский провал |
Земля Хакасии имеет древнюю и богатую историю. Недаром ее называют археологической Меккой Сибири, музеем под открытым небом. На ее территории насчитывается около 30 тысяч памятников древней истории.
Таким образом, установлено, что менгиры, с одной стороны, использовались древними людьми для проведения ритуальных обрядов, а с другой стороны, в качестве лечения от различных недугов.
ЛЕГЕНДА ШИРА
Шира. Что это означает?
Это было, когда начиналось начало.
Когда наша матерь-Земля возникала,
Вершины, белея снегами, вздымались
И прочно стояли и не колебались.
Ручьи водопадами вниз ниспадали.
Ущелья и русла себе пробивали,
По гладким равнинам они разбегались,
В широкие реки они превращались,
Превращались они в полноводные реки,
Украшеньем земли становились навеки.
Это было, когда начиналось начало.
Когда наша матерь-Земля возникала,
Вершины, белея снегами, вздымались
И прочно стояли и не колебались.
Ручьи водопадами вниз ниспадали.
Ущелья и русла себе пробивали,
По гладким равнинам они разбегались,
В широкие реки они превращались,
Превращались они в полноводные реки,
Украшеньем земли становились навеки.
С. П. Кадышев "Алтын чюс"
Дальняя дорога да долгие сумерки, мимолетные знакомства под стук вагонных колес, разговоры о том, о сем или исповедь, о наболевшем — чего только ни случается в купе. В этой банальной для многих ситуации иногда бывают такие откровения, о которых всю жизнь вспоминается. Уже не помнишь, куда и зачем ехал, облик собеседника давно в памяти стерся, а его история нет-нет да вспомнится. И уже от нее не отвяжешься.
Так и в тот раз. Сгущалась темнота за вагонным окном, у проводницы до последней капли кончилась заварка, и я уже в который раз забирался на полку, пытаясь задремать. Старик внизу ворочался-ворочался, потом сел, долго глядел в темное окошко и, не выдержав молчания, заговорил:
— Мы, однако, все в Шира сели. Знаменитое место, скажу я вам. Да это и сами знаете, а? Но вот почему озеро так назвали? — и не дождавшись ни от кого утвердительного ответа, начал рассказ.
Откуда-то в его манере речи вдруг появились сказовые мотивы. Речь полилась плавно и неторопливо, одна за другой выплывали необыкновенные метафоры. Видимо, из давным-давно, от отцов-прадедов, из генетической памяти, шла к нему легенда. Может быть, одна единственная, а может, одна из множества.
...В давние-давние времена, их ни деды, ни прадеды не помнят, а уже после, как от Боруса вода отхлынула после потопа, и снова в горах тайга зашумела, и в степи ковыли заволновались, люди вместе с духами жили. Когда угождали им — мир соблюдался. Да другому духу, неукротимому и вздорному, все поперек кажется. Он, дух, то ветер-смерч над землей завертит, то пал огневой на степь пустит, то наводнение устроит. Всё новой угоды от людей ждет.
В те времена в ширинской степи род жил: в морозы на зимниках стоял, летом овец и коней по травам пас. По древним обычаям люди жили, любились-женились, детей рожали, старое вспоминали, о будущем думали, сказки сказывали, песни пели. И жила в роду девушка, красотой наливалась, пятьдесят косичек заплетала, тахпах пела:
Дерево зеленое около озера,
да тень его на воде,
давно собрался этот народ,
да на меня только и смотрит.
да тень его на воде,
давно собрался этот народ,
да на меня только и смотрит.
Многие на нее засматривались, да не каждому она взгляд приветливый дарила, суженого-ряженого ждала. Обычное дело. Только к сердцу девичьему всегда тропинка найдется, добрый парень обязательно ее протопчет. Так и здесь. Нашелся Силиг-оол (красивый парень), заворожил девичьи глаза смелой повадкой, словами заветными, совсем вскружил голову. И все бы у них ладно было, к свадьбе дело шло, уже родственники к пиру готовились, калым складывали. Да видно не под счастливой звездой оба родились. Попалась Шира, так девушку звали, на глаза злому духу, решил он ее себе в жены взять, у рода людского отобрать. Никакой силы нет отбиться от вздорного.
А парню не по нутру духовы приставания, решил защитить любимую. Сел на коня, лук и стрелы взял, саблю острую — вызвал духа на смертный бой. Встретились они в степи пустой и гладкой, семь дней и семь ночей бились. Где саблей махнут — лог появится, где кони копытами землю взбороздят — гряда сопок вырастет. Устал парень биться, может, в трудный миг добрую молитву забыл или еще что, всякое случается, не каждому удается силу темную одолеть.
Только взмахнул злой дух саблей — и пал парень под копыта своего коня. А девушка за поединком наблюдала. Как увидела гибель любимого, бросилась к нему, обняла несчастливого, горько зарыдала-запричитала.
Хотел дух схватить девушку да к себе тащить, а она взмолила Мать-Солнце о смерти скорой. И там, где парень под копыта пал — гора поднялась. Кто Улгу-тас называл, кто — Улгу-тигей. По-разному назвать можно. А где девушка у груди его плакала, озеро горько-соленое разлилось огромное. С тех пор Шира называется...
Действительно, и озеро Шира есть, и с его северо-восточной стороны, если взглянуть на подъезде, горы напоминают человеку с воображением фигуру лежащего. Отсюда и Улгу-тас с Улгу-тигеем. что в переводе с хакасского означают Каменная фигура и Фигурная вершина.
Горная гряда «Сундуки» расположена в северной части Хакасии, на границе Ширинского и Орджиникидзевского районов, неподалеку села Июс, и представляет собой комплекс поверхностных археологических объектов, сочетающих могильники, наскальные рисунки и специальные сооружения, которые все вместе являются фактически прибором наблюдения за небом, астрономической обсерваторией древних людей. Почти все - и могильные камни, и рисунки - служит главной задаче древних астрономов: наблюдению за звездами, солнцем и луной. Свое название «Сундуки» горный массив получил от первой горы, на вершине которой находится скальный останец в виде куба.
Первое, на чем останавливается взгляд человека, приехавшего в долину - именно этот куб или, как иначе его называют, «сундук богатыря Хохо-Бабая». Считается, что в нем и спрятаны все сокровища долины. Сундуки - это древняя астрологическая обсерватория, возраст которой 13-14 тыс. лет. Хакасы издревле называют это место «Онло», что в переводе означает «видеть», «наблюдать». Издревле наблюдали здесь люди за заходом и восходом Солнца и Луны. В строго определенных и отмеченных особым образом местах этой горы проводились наблюдения в дни осеннего и весеннего равноденствий.
ЭКСКУРСИЯ "СУНДУКИ"
Первое, на чем останавливается взгляд человека, приехавшего в долину - именно этот куб или, как иначе его называют, «сундук богатыря Хохо-Бабая». Считается, что в нем и спрятаны все сокровища долины. Сундуки - это древняя астрологическая обсерватория, возраст которой 13-14 тыс. лет. Хакасы издревле называют это место «Онло», что в переводе означает «видеть», «наблюдать». Издревле наблюдали здесь люди за заходом и восходом Солнца и Луны. В строго определенных и отмеченных особым образом местах этой горы проводились наблюдения в дни осеннего и весеннего равноденствий.
0 коммент.:
Отправить комментарий